Читатель "Розы мира" на фикбуке пришел в Публичную Бету и начал исправлять ошибки. Возможно, хотел как лучше и даже намеревался исправить весь текст, не знаю. Выключила Бету на втором замечании.
Дорогой читатель, не обижайся. Лучше читай примечания к тексту.
* * *
Из новостей по другим фандомам. Листаю архив Звездных Войн в поисках интересного по серии X-Wing и вообще о Пронырах. Хороших текстов на эту тему мало, больше пишут про Скайуокеров, порно по седьмому эпизоду, сарказм с гениальными попаданцами... О Пронырах и особенно Ведже Антиллесе любят писать ангст. Глухой, непроходящий ангст, полный отчаяния, слез и тоски. Даже если у героев все хорошо, у них все равно все ужасно, просто они мужественно превозмогают.
Штука в том, что у Проныр и особенно Веджа действительно невеселая история. Весь мир - война, Галактика не умеет жить мирно. Всегда находится повод к новой войне, всегда кто-нибудь умирает, а выжившим приходится собирать себя по кусочкам и пребывать в ожидании очередной беды. У всех кто-нибудь умер или умрет. Сторонники предадут, друзья окажутся вдали или на другой стороне в гражданской войне, семья разлетится по свету, враги изобретут новое супероружие. Чума уничтожит полмира, уцелевшие вместо празднования победы и восстановительных работ - верно, опять нашли, за что воевать, кого убивать и за сколько продавать.
И среди этого кошмара живут - не выживают, живут! - простые разумные. Они не желают смерти никому, кроме злейших врагов, каких нельзя щадить; но мир таков, что либо ты - либо твоих.
Если бы вопрос стоял "либо ты, либо тебя", история Веджа могла бы закончиться раньше. Но за своих он сражается до последнего. Только постоянно проигрывает: они все равно умирают, а он остается. Он бы хотел поменяться местами, закрыть собой, спасти как угодно - но не выходит, когда можно только наблюдать.
И сколько текстов я читаю, везде канвой идет мысль, что он хотел бы умереть. И это неверно.
Комплекс выжившего не в том, что человек хочет умереть. Одна из причин, по которым он чувствует вину за то, что выжил, а остальные - нет, заключается в том, что он как раз хочет жить. Хотел в момент катастрофы и продолжает после. Ведь, если он не хочет, все заканчивается гораздо быстрее и печальнее, соображения долга или религиозного табу на самоубийство редко работают с настолько тяжелым настроем. Но, раз человек живет, успешен в карьере и личной жизни, у него много невероятно искренних друзей, он - эй - счастливо женат и воспитал двух дочерей, - очевидно, что он живой.
Но, да, невозможно отрицать, что до Йеллы он справляется с огромным трудом. Психологическое саморазрушение во всей красе, фактически попытка самоубийства открытым текстом: это было в "Игре Веджа", книге про взятие Корусканта. В момент "смерти" Коррана Хорна он срывает респиратор в комнате, вероятно заполненной смертельно ядовитым газом, и на попытку остановить реагирует мыслями ну и что. может, и лучше будет, если газ еще не выветрился.
Триггерная ситуация, умирает человек, не бывший ни близким, ни особенным другом; человек, с которым у него много разногласий, они непрерывно спорят о невиновности одного из лучших друзей и названых братьев Антиллеса, Тикхо Селчу. Человек невероятной храбрости, самоотверженный, умный и добрый, который вполне может послужить моральным ориентиром для окружающих, заботливый, искренний и сочувствующий. Человек, считавший Антиллеса хорошим другом; и преданный подчиненный, погибающий при исполнении приказа Антиллеса. Умирает человек - рождается легенда. Снова. И снова Ведж может только смотреть.
Все, что он делал, пытаясь отстраниться от людей и избегать этих потерь, оказывается бесполезной тратой времени. Окружающие не спрашивают, хочет ли Ведж их любви и верности. Просто остаются рядом - а потом уходят.
Опять и опять.
(Ага, иногда они возвращаются. Но, давая силы жить дальше, прошлого это никогда не отменяет).
И среди подобного ада он встает на ноги, продолжает бороться, выполняет приказы и вытаскивает людей на свет и на приличествующее им место. Выполняет свой долг; действует согласно собственным соображениям чести и совести. Каждое утро заставляет себя отодвигать ночные кошмары и делать, что нужно. Без конца.
И никогда - никогда - не плачет об этом.
Потом появляется Йелла, и в "Пилотах Адумара" - я не знаю, возможно, они специально так сделали, Стэкпол и Оллстон? Поняли, что эта спираль не бесконечна, и нашли только один способ, как все прекратить? Появляется Йелла, и Веджу приходится остановиться, замереть и подумать: что происходит и куда он идет.
И когда человек, сильнее всего страдающий от потери семьи и испытывающий самый сильный страх перед привязанностями, влюбляется в другого человека, осмеливается быть с ним и строит будущее вокруг их связи, все начинает налаживаться.
Все это время ему было нужно нечто живое. Дом и семья. Друзья и любовь. Дети. Будущее.
Отчаянное желание умереть и слезные попытки сдаться перед любым препятствием? - это о ком-то другом.
О Ведже Антиллесе и жанре "все умерли"
hereforyou
| четверг, 21 сентября 2017